Мифы и заблуждения касающиеся наружной рекламы и информационных вывесок в городе Киеве

Специалисты APP-Invest часто сталкиваются с проблемами возникающими в связи с заблуждениями вызванными неправильным определением типа наружной рекламы а также толкования законодательства регулирующего возникающие правоотношения с стороны собственника наружной рекламы и с стороны органов местного самоуправления.

Безобидные на первый взгляд ошибки, иногда влекут за собой последствия и убытки для обоих сторон (собственника конструкции и органа власти). Особенное распространение эта проблема получила в городе Киеве.

В Киеве присутствует огромное количество наружной рекламы самых различных типов и размеров. Наверное, самая распространенная наружная реклама в городе это различного рода таблички и вывески, расположенные порой в самых неожиданных местах. Таблички и вывески видны на киосках и магазинах, на банках и аптеках, на фасадах домов и на столбах. Встречается подобная реклама всегда и везде.

При этом часть предпринимателей, даже не подозревает, что размещенная ими реклама попадает под определение «наружная реклама», а значит и попадает под действие «Порядка размещения рекламы в городе Киеве» регулируемого:

  1. Порядком размещения рекламы в городе Киеве, утвержденного решением Киевского городского совета от 22.09.2011г. по №37/6253;
  2. Распоряжением исполнительного органа Киевской городской государственной администрация по №565 от 15.04.2011р. «О порядке размещения информационных вывесок в городе Киеве»;
  3. Законом Украины «Про рекламу» и другими нормативными актами и Законами Украины.

Об этом не подозревают и некоторые юристы, считающие себя высококлассными профессионалами. Более того, они успешно убеждают людей — собственников рекламных носителей в том, что табличка это не реклама и в т.п. вещах. В свою очередь, собственники рекламы им верят, попадая в своеобразную юридическую ловушку, из за незнания правовых процессов этой сферы.

Причины такого незнания или одностороннего толкования вопроса с стороны юристов, могут быть разными. Как правило они очень простые. Либо, подобные юристы «в теме» и пытаются склонить собственника наружной рекламы на дачу взяток должностным лицам для решения проблемных вопросов возникших в результате и таким образом получить выгоду для себя, либо они всего лишь поверхностно сталкивались каким-то боком с данной проблемой и дают советы без понимания сути проблемы, либо используют незнание граждан и предпринимателей в других своих личных и корыстных целях.

Особенно часто, такого рода информацию, слышно даже не от «юристов», а от лиц всего лишь называющихся юристами, без соответствующей компетенции и квалификации.

Таким образом, в сознании граждан формируются так называемые «мифы», которые существенно усложняют работу, специалистам с хорошим уровнем юридической квалификации относительно законодательства в сфере рекламы и физическим лицам собственникам рекламы.

Для избежания проблем, возникающих в последствии, следует разобраться в вопросе, что же все таки такое «наружная реклама»?, а что такое не реклама?, что такое информационная вывеска? и т.д.. Понимание этих вопросов, позволит развеять «мифы» усложняющие жизнь.

Рассмотрим следующие мифы:

  1. Существует миф — городская легенда, которая говорит о том, что «информационную вывеску в Киеве оформлять не нужно»,
  2. «Мою информационную вывеску — не имеют права демонтировать это моя собственность», очередной миф Киева.
  3. «Договоримся и не будут трогать», присутствует повсеместно.

Первый миф«информационную вывеску в Киеве оформлять не нужно».

Юристы и лица представляющиеся ими, очень часто говорят, что эта конструкция не наружная реклама, а просто информационная вывеска или информационная табличка. И граждане, довольно потирая руки, поскольку «денег платить видимо не надо», расходятся по своим делам и забывают про проблему.

К сожалению, не все так просто.

Принципиально, конструкция законодательства Украины, не определяет в Законе порядок оформления информационных вывесок. Закон, делегирует полномочия определять порядок оформления всей без исключения наружной рекламы на местные органы самоуправления. В связи с чем, только в некоторых крупных городах и областных центрах есть порядок оформления, в том числе он есть и в столице.

То есть, — вся наружная реклама в Киеве и в некоторых других отдельных городах оформляется.

Указанная ситуация очень часто вызывает шок у предпринимателей из регионов начинающих бизнес в Киеве, которые никогда не утруждались и даже не думали о том, что им что то нужно оформить. Особенно «весело» им становится когда их конструкции еще и демонтируют.

Правовая конструкция вопроса выглядит следующим образом, -все вопросы возникающие в сфере рекламы регулируются в соответствии и на основании Закона Украины «Про рекламу», при этом Закон Украины «Про рекламу» разделяет понятие рекламной вывески и информационной вывески, оставляя за предпринимателями и юридическими лицами право, без оплатно уведомлять население об информации о предприятии, путем размещения ее на информационных вывесках. Соответствующие Закону положения, зафиксированы и в Постановлении Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2003г. по №2067, принятом на основании Закона Украины «Про рекламу».

Следует отметить, что для некоторых видов бизнеса существуют отдельные нормы прямо обязывающие предпринимателя или юридическое лицо, информировать население об осуществляемой деятельности. Например нотариусы обязаны это делать на основании Закона Украины «Про нотариат».

Право предпринимателя или юридического лица на размещение и беспрепятственное использование информационных вывесок подтверждает и Государственный Комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, который уже выдавал несколько рекомендаций относительно этого вопроса.

Таким образом, на государственном уровне, прямых запретов и ограничений на размещение информационных вывесок — нет. Но для рекламных конструкций, ряд требований и обязательств существует. В связи с чем, очень важно определиться, к какому виду рекламы относиться ваша конструкция, это можно сделать очень просто:

  • информационная вывеска – это табличка на фасаде дома, как правило, не выше первого этажа, площадью до двух квадратных метров и в которой может содержаться исключительно следующая информация: зарегистрированное наименование юридического (физического) лица, знаки для товаров, принадлежащих этому лицу, вид деятельности, время работы, при отсутствии информации, способной сформировать или поддержать интерес граждан к товарам вышеназванного лица.
    Не информационная вывеска, а именно информационная табличка должна иметь площадь не более одного квадратного метра и размещаться на фасаде дома возле входа, на дверях или на стекле витрины и содержать исключительно следующую информацию: зарегистрированное наименование лица (физического или юридического), принадлежность и время работы. Если табличка содержит иную информацию, то она тоже считается наружной рекламой, хотя может иметь площадь до одного квадратного метра.
    То есть, площадь конструкции не главное, не слушайте никаких посредников и высококлассных юристов утверждающих другое, — наружная реклама определятся не по площади, а по содержанию.
  • Все, что имеет большую (меньшую) площадь и (или) не соответствует перечисленным требованиям к содержанию информационной вывески, считается наружной рекламой.

Как уже написано, Закон Украины и Постановление Кабинета Министров Украины предполагают саморегулирование органами местного самоуправления вопросов связанных с порядком размещения и использованием рекламы.

Для Киева, Киевская городская государственная администрация разработала ряд нормативных документов местного уровня, которые регулируют вопросы относительно рекламоносителей.

Поскольку Законом прямо запрещено требовать от собственников информационных вывесок оплаты за пользование информационной вывеской или табличкой, то Киевской городской государственной администрацией было придумано другую схему. Так, было принято 2 нормативных акта:

  1. Порядок размещения рекламы в городе Киеве, утвержденный решением Киевского городского совета от 22.09.2011г. по №37/6253;
  2. Распоряжение исполнительного органа Киевской городской государственной администрации по №565 от 15.04.2011р. «О порядке размещения информационных вывесок в городе Киеве»;

При этом, порядок 22.09.2011г. по №37/6253 не включает требования к оформлению информационных вывесок. А вот распоряжение №565 от 15.04.2011р. включает.

Распоряжением №565 от 15.04.2011р. установлено необходимость оформлять информационную вывеску, а именно в установленном порядке получить на нее «технический паспорт на размещение информационной вывески».

То есть фактически, обязанность оформления информационной вывески, установлено только распоряжением №565 от 15.04.2011р..

Второй миф«Мою информационную вывеску — не имеют права демонтировать это моя собственность».

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать очевидный вывод, что если в распоряжении N 565 определено, что информационная табличка должна быть оформлена, то видимо и предусмотрена ответственность за нарушение такого порядка.

Такая ответственность действительно есть. По сути ответственность заключается в принудительном демонтаже конструкции, что идет в разрез с основным Законом регулирующим отношения в сфере рекламы, так как логика Закона предполагает право на беспрепятственное использование информационных табличек.

Что же касается собственности, то здесь вопрос решается следующим образом. Так как до момента регистрации информационной вывески она считается незаконно размещенной, то Закон устанавливает, что ее демонтаж должен быть произведен собственником за собственный счет.

Если демонтаж не осуществляется, то Киевская городская государственная администрация оказывает «милость» и демонтирует конструкцию за бюджетный счет, при этом переносит конструкцию на площадку для временного хранения (на платной основе), где ее может забрать собственник оплатив расходы бюджета. То есть, якобы, выходит, что собственник конструкции не меняется, а конструкция находиться на временном хранении. Компенсируя расходы бюджету, выходит, что собственник подтверждает нарушение им порядка размещения наружной рекламы и остается собственником своего имущества, а также получается что он демонтирует вывеску за свой счет.

Указанная схема может реализоваться только при четком выполнении процедуры демонтажа предусмотренной распоряжением 565. Если процедура нарушена, то тогда служебных лиц Киевской городской государственной администрации можно привлечь к ответственности.

Таким, образом информационные вывески срезают, не смотря на то в чьей собственности они находятся.

Третий миф«Договоримся и не будут трогать».

Относительно «договоримся», однозначно сказать ничего нельзя, это вопрос скорее субъективного восприятия ситуации.

Практика показывает, что «договоримся» не действует.

Для небольшого анализа ситуации, «договоримся», разделим на 3 группы:

  1. «Договоримся» в ситуациях когда уже существует запущенная определенная процедура направленная на демонтирование рекламной конструкции,
  2. «Договоримся» для изменения скорости порядка оформления (времени затраченного на процедуру оформления),
  3. «Договоримся» для оформления явно незаконной рекламы

Процедуры демонтажа рано или поздно исполняются, а ускорение процедур редко работает, так как чиновники скрывают «проплаченные объекты» путая их с поданными в общем порядке, для избежания ответственности за незаконные действия. А третья группа видимо рассчитана только на договоренность, хотя в некоторых случаях может быть приведена в соответствие с Законом.

Также, наверное следует выделить черезвычайную рискованность таких «договоренностей», так как фактически невозможно проконтролировать расход средств «по назначению» и отсутствует ответственность и законные способы привлечения к ответственности лица принимающего деньги. Не следуют забывать, что передавая деньги должностным лицам на такие мероприятия, лицо отдающее деньги также становится преступником и соучастником серьезного преступления.

Если же деньги передаются так называемому «посреднику», то с 90% вероятностью, будьте уверены, что вы станете жертвой мошенничества, так как скорее всего эти деньги останутся у этого же «посредника». Многие люди, работая с посредниками, в конечном итоге теряют достаточно крупные суммы. Так например, невозможно определить в связи с чем не демонтирована конструкция, потому что на отсутствие демонтажа, могут влиять разные факторы и естественные причины, например «просто не подошла очередь демонтажа в связи с загрузкой предприятия отвечающего за демонтаж». При этом собственник может считать, что отсутствие демонтажа, это влияние посредника, хотя реально его нет а посредник просто кладет деньги себе в карман. Такой самообман может продолжатся долго, в некоторых случаях и годами.

В данном случае, видимо нужно понимать что важнее: уверенность или реальный результат. «Договоримся» — даст уверенность, но не результат. Результат, может дать только реально оформленная в законном порядке реклама, хотя бывают неприятные случаи даже и с ней…

Таким образом, решать Вам, гнаться за мифами или действовать в рамках Закона.