1. Порядок уплаты судебного сбора и его размеры определяются Законом Украины «О судебном сборе». Объект взимания судебного сбора определен статьей 3 Закона, а его размеры ставок статьей 4.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона, Судебный сбор взимается при подаче в суд искового заявления, представление в суд апелляционной и кассационной жалоб на судебные решения, заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, заявления об отмене решения третейского суда, заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины, другого заявления предусмотренного процессуальным законодательством, выдачу судами документов или в случае принятия судебного решения, предусмотренного настоящим Законом.

3. Кроме этого, Законом Украины «О судебном сборе» определены основания освобождают, дают право на постепенную оплату или рассрочивают выплату судебного сбора. Такой перечень содержится в пункте 2 статьи 3 Закона.

4. Таким образом Законом четко урегулированы основания уплаты судебного сбора и основания освобождения от его уплаты.

Размер ставки судебного сбора

5. Статьей 4 Закона определяется размер ставки судебного сбора и перечень таких ставок судебного сбора для оплаты. Содержание статьи 4 Закона, в отличие от статьи 3, определяет порядок уплаты судебного сбора по каждому требованию отдельно, а не за иск в целом. В практической деятельности Суды, вычисляя размер судебного сбора подлежащего уплате, высчитывают его на основаниях определенных в статье 4 Закона Украины «О судебном сборе», а следовательно рассчитывают ставку по каждому исковому требованию отдельно.

6. Исковое требование это конкретно определенный истцом способ исполнения судебного решения или иное требование, которое он отмечает в исковом заявлении и просит Суд осуществить, определить, установить. Для решения правового вопроса стоящего перед истцом, могут быть применены несколько исковых требований одновременно.

7. Статья 6 определяет разные ставки судебного сбора для юридических и физических лиц. При этом ставки судебного сбора разные по размеру в зависимости от типа дела, то есть юрисдикции по которой она рассматривается (административная, хозяйственная, гражданская и уголовная).

8. Дело в отношении Кооператива, подпадает под юрисдикцию административного суда, а следовательно ставка судебного сбора высчитывается в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона:

  1. Физические лица уплачивают ставку в 0,4 (40%) от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц для не имущественных требований, и 1 процент цены иска (но не менее чем ставка для не имущественного требования, и не более 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособных человек) для имущественных требований;
  2. Юридические лица уплачивают ставку в 1 (100%) от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц для не имущественных требований, и 1 процент цены иска (но не менее чем ставка для не имущественного требования, и не более 350 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц) для имущественных требований.

9. Кооператив является юридическим лицом, и подавал 2 не имущественных требования, а следовательно платил 2 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

10. Размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц определяется Верховной Радой Украины при принятии бюджета на календарный год (текущий, следующий и т.п.), и меняется отдельно от Закона Украины «О судебном сборе».

11. На время рассмотрения дела размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц был определен в размере 1278 гривен 00 копеек (пример квитанции в Приложении 1 в абзаце 21).

Подтверждение уплаты судебного сбора

12. В подтверждение факта уплаты ставки судебного сбора, вместе с исковым заявлением в Суд подается оригинал платежного документа, подтверждающего перечисление средств в бюджет Украины. К таким документам относится квитанция выданная банком который проводит операцию по перечислению средств.

13. Суд осуществляет проверку поступления средств в бюджет Украины, соответствие представленного документа подтверждающего уплату судебного сбора к процессуальным требованиям по оформлению таких документов, после чего решает вопрос об открытии производства. В редком случае, до момента решения судом этого вопроса, средства могут не поступить в бюджет, а потому Суд может запросить дополнительное подтверждение зачисления средств в бюджет Украины, что выполняется Истцом по отдельной процедуре.

14. Кроме размера ставки судебного сбора, следует верно определить:

  • получателя средств по территориальному признаку Суда. В общем, получателем является Казначейство Украины, но средства необходимо платить в территориальный отдел казначейства которое получает соответствующие средства и в условной территории которого находится Суд;
  • реквизиты управления казначейства и банковский расчетный счет на который необходимо перечислять средства;
  • код бюджетной классификации платежа;

15. Все необходимые реквизиты есть в здании суда или их можно узнать в справочной службе суда. Если, не хотите самостоятельно рассчитывать размер прожиточного минимума и судебного сбора, определять получателя средств, можно воспользоваться онлайн формой на сайте судебной власти Украины. Недостатком такой формы является возможность вероятной ошибки при уплате судебного сбора в части его размера в период изменения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Пример квитанции сформированной онлайн с сайта судебной власти приведен ниже в приложении.

Освобождение от уплаты судебного сбора

16.Статьями 5, 8 Закона Украины «О судебном сборе» предусмотрены обстоятельства и основания предоставляющие льготы или позволяющие освободить истца от уплаты судебного сбора. Освобождение от уплаты происходит на основании соответствующего Определения суда, для чего предварительно необходимо подать ходатайство и перечислить обстоятельства, перечисленные в пункте 1 статьи 5 и пункте 1, 2 статьи 8 Закона Украины «О судебном сборе» и дающие основания суду принять одно из перечисленных решений.

17. В случае уплаты судебного сбора в установленном размере при подаче первоначальной искового заявления и / или не удовлетворении ходатайства «об освобождении от уплаты судебного сбора» суд принимает Постановление по которому: прекращает производство (возвращает заявителю), предоставляет срок на устранение недостатков.

18. Вывод: оценивая содержание спора, состав сторон, количество требований в деле Кооператива против департамента архитектуры и благоустройства при КГГА в контексте Закона Украины «О судебном сборе» было решено, что:

  • уплате подлежали 2 не имущественных требования в размере 1278 гривен 00 копеек, что вместе составило 2756 гривен 00 копеек (пример квитанции в Приложении 2 в абзаце 22);
  • льготы по уплате судебного сбора или основания для освобождения от его уплаты отсутствовали, а следовательно ходатайство о применении обстоятельств по пункту 2 статьей 3 и статьями 5,8 Закона не заявлялось, а судебный сбор был уплачен до начала рассмотрения дела.

19. Возвращение к содержанию в этой статье:

20. Возвращение к содержанию в основной статье и приложениям к ней:

  1. об обжаловании незаконных действий департаментов КГГА:
  2. Подсудность дела
  3. дополнительные объяснения относительно функционирования органов местного самоуправления
  4. относительно исковых требований по делу
  5. постановление суда 1-й инстанции
  6. об открытии апелляционного производства
  7. Постановление суда 2-й инстанции

Приложение к статье

21. Приложение 1, распечатка квитанции на уплату судебного сбора, за одно не имущественное требование.

22. Приложение 2, распечатка квитанции на уплату судебного сбора, уплаченного Кооперативом в административном споре с Департаментом Благоустройства при КГГА.

Добавить комментарий