1. Процессуальное законодательство предусматривает, что стороны должны обосновать свои исковые требования для принятия законного и обоснованного решения. Законным и обоснованным, считается Решение принятое судом в соответствии с нормами материального и процессуального права на основании полного и всестороннего выяснения обстоятельств, подтвержденных доказательствами исследованными в судебном заседании.

2. Учитывая общие обстоятельства, обоснование исковых требований было решено построить следующим образом:

  • Подчеркнуть законность позиции Кооператива, относительно права на строительство гаражей и пользование ими;
  • Указать на нарушение материального и процессуального Законодательства при сообщении Кооператива о необходимости демонтировать установленные объекты;
  • Указать на нарушение Законодательства непосредственно при демонтаже (сносе) зданий.

Законность позиции Кооператива

3. Как уже было приведено в приложении о подсудности, Кооператив был создан на основании Решения Исполнительного комитета Ленинградского районного совета народных депутатов и ему было дано разрешение на строительство кооперативной автостоянки. Как усматривается из содержания решения, оно принималось с целью распространения сети открытых автостоянок и упорядочения хранения автомотосредств на основании решения горисполкома, утвержденного генерального плана и было решено разрешить правлению авто-кооперативной стоянки осуществлять строительство автостоянки за счет средств членов Кооператива.

4. Государственным управлением охраны окружающей природной среды, был составлен вывод о закреплении земельного участка за Кооперативом. Из содержания вывода усматривается, что Государственным управлением охраны окружающей природной среды по городу Киеву было проведено обследование и рассмотрены материалы по закреплению земельного участка за авто-кооперативом и было установлено, что авто-кооперативом были приняты все необходимые природоохранные мероприятия, закрепление территории согласовано со всеми необходимыми инстанциями, а потому Государственное управление охраны окружающей природной среды по городу Киеву не возражает против закрепления за Истцом земельного участка, на котором находятся построены гаражи.

5. Согласно Выписки из базы данных городского земельного кадастра по состоянию на 2013 год, за Кооперативом имеется право на строительство и эксплуатацию индивидуальных гаражей как за землепользователем, и право на эксплуатацию и обслуживания индивидуальных гаражей.

6. В соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, нормами Земельного кодекса Украины и с целью надлежащего оформления имеющегося права пользования земельным участком на котором находятся индивидуальные гаражи членов Кооператива, в 2015 году Кооператив обратился в Департамент земельных ресурсов Киевского городского совета с ходатайством о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству. Киевским городским советом на основании Земельного кодекса Украины, Порядка передачи (предоставления) земельных участков в пользование или в собственность из земель коммунальной собственности в Киеве, утвержденного решением Киевского городского совета от 2015 года, на основании Заключения постоянной комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования от 2015 года, было предоставлено Кооперативу право строительства и эксплуатации индивидуальных гаражей и разрешение на разработку документации по землеустройству от 2015 года. Проект землеустройства относительно земельного участка, на котором расположены гаражи членов гаражного кооператива, на момент возникновения спорной ситуации находился на стадии изготовления и согласования во всех необходимых инстанциях.

7. Кооператив деятельность которого сопровождали юристы APP-Invest, на досудебной стадии (и стадии до возникновения спора с Департаментами благоустройства и архитектуры) совершал все необходимые действия, направленные на урегулирование спорных ситуаций в досудебном порядке, в частности: по согласованию проектной и другой документации для строительства гаражей на собственном земельном участке.

8. Одним из характерных и определяющих факторов законности позиции Кооператива, естественно является право собственности на все объекты в отношении которых орган местного самоуправления совершил противоправные действия. Право собственности является основным вещным правом и владелец имущества по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается им. Статья 13 Конституции Украины провозглашает равенство всех субъектов права собственности перед законом и обеспечение защиты их прав государством. Субъектами права собственности является народ Украины, физические и юридические лица, государство, территориальные общины (статьи 324-327 Гражданского кодекса Украины).

9. В соответствии со статьей 41 Конституции Украины и статьей 321 Гражданского кодекса Украины никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым. Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом. Принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленном законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости допускается только в условиях военного или чрезвычайного положения.

10. Конфискация или действия в отношении имущества находящегося в частной собственности могут быть применены исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленными законом.

11. Кооператив был специально создан с целью обслуживания имущества его членов, держал его на своем балансе, проходил все необходимые юридические процедуры для согласования проекта устройства земельного участка, занимал законную позицию по распоряжению имуществом на собственном земельном участке, пользуясь правом собственности на него и на другое имущество которое находилось на нем на основаниях закрепленных Конституцией Украины.

Общее описание противоправных действий совершенных Департамента благоустройства и архитектуры

12. В 2016 году, на основании решения (поручения) Департамента городского благоустройства и сохранения природной среды исполнительного органа о принятии мер, Кооператив примерно в 5:00 часов утра, посетили лица в масках и начали демонтировать объект (гараж), который по мнению благоустройства был самовольно установлен, разрушили его трактором, оставили поврежденное здание (мусор после него) и исчезли не оставив никаких документов.

13. Юридическая часть указывает на то, что неизвестно кто (лица в балаклавах), неизвестно почему, зашли на территорию Кооператива который находится под охраной и уничтожили его имущество, то есть фактически было совершили преступление против собственности.

14. Реакция Национальной Полиции на такие действия — никакая, на вызов не прибыли, лиц в масках не установили, никаких действий направленных на прекращение противоправных действий против собственности не сделали, досудебное расследование по данному факту не проводилось. Проверив сайт КГГА соответствующая информация о приказе на демонтаж здания выданный коммунальными предприятиями при КГГА подтвердилась.

15. НЕ детализируя предыдущие обстоятельства произошедших с Кооператива, не указывая на то, что определенные должностные лица были заинтересованы в таком положении вещей, о том что противоправные действия против Кооператива готовятся и администрации Кооператива предварительно было известно об этом, — после совершения преступления у Кооператива осталась только информация из уст лиц сносили гараж о том, что якобы существует предписание «о демонтаже здания».

16. Преступления против собственности являются одними из самых распространенных и опасных групп преступных деяний, поскольку они посягают на одно из самых ценных социальных благ — право собственности. Одна из гарантий равенства защиты всех форм собственности — установление уголовной ответственности за преступления против собственности, независимо от того, на какую форму собственности было совершено посягательство.

17. При выдаче приказа о демонтаже объекта и предписаний о демонтаже, должностными лицами, которые совершали соответствующие действия был нарушен Закон Украины и собственные инструкции (правила) сформированные и утвержденные КГГА, а следовательно за такие действия у причастных к преступлению лиц должна наступать юридическая и / или уголовная ответственность. Общественную опасность преступления совершенного представителями органов местного самоуправления, подчеркивает большое количество лиц принимавших участие в противоправных действиях против собственности (по мнению администрации Кооператива такие действия имеют направленный и организованный характер, то есть являются действиями с повышенной общественной опасностью).

Относительно Законодательства регулирующего отношения связанные с выдачей предписаний и проведением демонтажа

18.В первую очередь следует отметить, что при совершении действий по выдаче (выписке) предписаний, представители Департамента благоустройства допустили фундаментальную ошибку, неверно определив тип объекта, в результате чего не установили пределы своей компетенции на совершение действий относительно объекта собственности и порядок (законную процедуру) по которым должностное лицо должно было действовать.

19. Следует отметить следующие термины:

  • Гараж — это капитальная, временное или мобильное отдельное здание или комплекс сооружений для транспортных средств. Он может быть использован для их хранения, технического обслуживания, ремонта или других целей. В зависимости от вида транспортного средства для которого предназначен гараж, он носит характерные строительные признаки, направленные на улучшение эксплуатационных характеристик по обслуживанию транспортных средств;
  • Здание — сооружение с характерными типами внутренних помещений предусматривающих условия для постоянного или временного пребывания людей на протяжении больших промежутков времени. Характерной особенностью здания является наличие в нем обособленных помещений. По типам использования здания могут быть промышленные, технические, жилые, нежилые, торговые и т.п..

20. Департамент благоустройства действует на основании Положения, утвержденного распоряжением КГГА, которым определено, что к полномочиям Департамента относится, в частности, осуществление контроля за состоянием благоустройства города, а также контроля за соблюдением и осуществлением мероприятий, направленных на выполнение Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» и правил благоустройства города Киева (пункты 19.1, 19.2 Правил в ретроспективе на 2016 год).

21. Также, надзор за соблюдением правил осуществляется Главным управлением МВД Украины в г. Киеве, другими структурными подразделениями исполнительного органа КГГА, коммунальными предприятиями, учреждениями и организациями, которые несут ответственность за надлежащее содержание объектов благоустройства, в пределах предоставленных полномочий.

22. Правила включают, в частности порядок размещения, демонтажа малых архитектурных форм и временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности; порядок осуществления благоустройства и содержания территорий объектов благоустройства; порядок осуществления самоуправляющегося контроля в сфере благоустройства населенных пунктов (пункты 1, 7, 8 части 2 статьи 34 Закона № 2807-IV).

23. Понятие «временные сооружения» содержится в статье 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI, и приведены следующим образом: временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента. Временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 квадратных метров по внешнему контуру) или не иметь такого помещения.

24. По Правилам благоустройства города Киева «временное сооружение» — это сооружение функционального (в том числе для осуществления предпринимательской деятельности), декоративно-технологического назначения, в том числе малая архитектурная форма, которая изготавливается из облегченных сборных конструкций и устанавливается без устройства углубленного фундамента и тому подобное. Кроме этого, статьи 21 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» определено, что малая архитектурная форма — это элемент декоративного или иного оснащения объекта благоустройства. К малым архитектурным формам относятся: беседки, павильоны, навесы; парковые арки (аркады) и колонны (колоннады) уличные вазы, вазоны и амфоры; декоративная и игровая скульптура; уличная мебель (скамейки, лавочки, столы); лестницы, балюстрады; парковые мостики; ограждения, ворота, решетки; информационные стенды, доски, вывески; другие элементы благоустройства, определенные законодательством.

25. Полномочия надзорных и контролирующих органов по осуществлению контроля за выполнением Правил благоустройства, определенные пунктом 19.2 Правил. Подпункт 1, пункта 19.2 Правил устанавливает право работников Департамента благоустройства на привлечение специалистов структурных подразделений исполнительного органа КГГА, коммунальных предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов в сфере благоустройства территории города, выносить предписания по требованием устранения нарушений Закона Украины «о благоустройстве населенных пунктов» и Правил, составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 152 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Аналогичные положения содержатся в пункте 6.2 Положения о Главном управлении контроля за благоустройством, утвержденного распоряжением КГГА от 27.01.2011 № 94.

26. Обязанности и полномочия должностного лица контролирующего органа в сфере благоустройства устанавливаются Правилами в пункте 20.2.. Подпункт 1 пункта 20.2. Правил, определяет последовательность действий в случае если при проверке выявлены причины и условия, которые могут повлечь нарушение благоустройства, а именно:

  1. Представляется предписание (обязанность составить предписание):
    • в случае установления владельца, обязанность составить и выдать официальное предписание с соответствующими реквизитами, которое является обязательным для выполнения в срок до трех суток лицами, являющимися ответственными за содержание объектов благоустройства. При этом, предписание подписывается лицом его составившим и лицом в отношении которого он составлен. В случае отказа лица получить предписание в графе «Предписание получил» делается об этом запись;
    • в случае «установления собственника», также выписывается предписание и одна копия предписания наклеивается на временное сооружение другая копия может быть выдана пользователю архитектурного сооружения;
    • к предписанию прилагаются материалы фотофиксации и делается соответствующая запись об этом;
  2. должностное лицо, вынесшее предписание, осуществляет фотофиксацию наклеенного предписания (минимум на одной из фотографий, где должно быть четко и разборчиво видно информацию о номере и дате составления предписания);
  3. после фотофиксации и выдачи предписания, владелец (пользователь) временного сооружения (малой архитектурной формы) считается уведомленным о вынесении предписания надлежащим образом;
  4. временное сооружение, малая архитектурная форма, владелец которой не установлен, считается находкой. Должностное лицо контролирующего органа, нашла такое сооружение, сообщает о находке в милицию в течение 3 (трех) дней с момента выявления такого сооружения.

27. Из содержания положений пункта 20.2., можно установить, что прямые полномочия на выписку предписаний физическим или юридическим лицам, от Департамента благоустройства касаются только малых архитектурных форм и других специальных конструкций.

28. Невыполнение обязанностей должностным лицом по надлежащему уведомлению имеет последствие в виде невозможности установить факт уведомления владельца о вероятном нарушении Законодательства с его стороны.

29. При наличии надлежащим образом выписанного предписания, в соответствии с подпунктом 3 пункта 13.2. Правил благоустройства города Киева самовольно установленные сооружения (малые архитектурные формы) должны быть демонтированы собственником самостоятельно в срок определенный в предписании за собственные средства. Такой порядок касается всех объектов, вне зависимости от их использования или назначения (торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности, временные сооружения торгового, бытового, социально-культурного или другого). При невыполнении условий предписания со стороны владельца незаконной постройки, демонтаж должен осуществить соответствующий орган при КГГА (подпункт 1, 2 пункта 13.2. Правил).

30. Проведение демонтажа сооружений и элементов благоустройства на территории города Киева осуществляется коммунальными предприятиями при КГГА на основании: заявок балансодержателей; решений соответствующих комиссий при КГГА; предписаний прокурора; решений суда (подпункт 10 пункта 20.2. Правил). Право на демонтаж с стороны коммунальных предприятий, возникает по истечении семидневного срока установленного для самостоятельного демонтажа (подпункт 2 пункта 13.3.). Демонтаж проводится за счет средств городского бюджета с последующим возмещением всех затрат владельцем временного сооружения, виновным в нарушении благоустройства, или за счет заявителя. К расходам следует отнести восстановление территории после демонтажа, которые также возлагаются на владельца незаконной постройки. Решение о демонтаже самовольно установленных объектов (любых: средств передвижной мелкорозничной торговой сети, площадок для питания у стационарных заведений ресторанного хозяйства и временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности), принимается соответствующим Департаментом КГГА (подпункт 3 пункта 13.3 Правил).

31. По факту демонтажа составляется акт (о демонтаже объекта), который подписывается представителями КГГА (исполнителем демонтажа и органом, который принял соответствующее решение о демонтаже), а также владельцем. Акт демонтажа составляют в количестве не менее 3 (трех) экземпляров, по каждому для всех сторон. Содержание акта должно соответствовать общим требованиям к такому типу документов, и он должен содержать: дату и время проведения демонтажа и составления акта; место совершения действий по демонтажу; информацию об органе с причастными к проведению демонтажа и информацию о должностных лицах исполнителей; описание объекта и перечень визуально выявленных недостатков, повреждений с обязательной фотофиксацией со всех сторон. После составления акта демонтажа малой архитектурной формы, объект опечатывается и перевозится на специально оборудованную площадку временного хранения, где передается ответственному лицу под роспись.

32. Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства Украины, считаем, что Департаментами КГГА, были превышены пределы предоставленных им полномочий и вопреки действующей процедуре проведения демонтажа объектов благоустройства на территории города Киева.

О незаконных действиях департаментов КГГА (нарушенное право)

33. Поскольку вероятным нарушителем права является субъект властных полномочий, то предметом судебных прений является соблюдение законности представителями государства при выполнении своих полномочий. В случае с Кооперативом, предметом изучения законности в действиях, являются действия связанные с демонтажом его собственности.

34. Приблизительная процедура, которую должен самостоятельно осуществить орган местного самоуправления, выглядит следующим образом:

  • определяется тип объекта и полномочия органа о совершении действий в отношении него;
  • проводится процедура официального предупреждения о совершении действий против собственности;
  • предоставляется срок на самостоятельное устранение нарушения;
  • выполняется внутренняя процедура при назначении ответственных за демонтаж;
  • проводится демонтаж и устраняются повреждения благоустройства территорий города;
  • объект транспортируется на место временного хранения;
  • выставляется счет владельцу имущества;
  • начисляются штрафы и другие финансовые санкции в случае необходимости, или владелец выплачивает долг.

35. Последовательное соблюдение приведенной схемы, будет гарантировать возможность собственника защитить свои права, и обеспечит соблюдение Конституции со стороны департаментов КГГА при выполнении своих функций, в том числе и норм Законодательства перечисленных в абзацах 18-32 выше.

36. Анализируя события которые имели место в реальной жизни, департаментами КГГА были совершено следующие правонарушения:

  1. Превышены пределы своей компетенции , поскольку:
    • должностные лица КГГА не установили, что объект находится на земельном участке который находится в частной собственности Кооператива, а не на территории общего пользовании, мест общественного пользования или иной земли государственной собственности;
    • департаментом Благоустройства было принято Решение (поручения) о принятии мер, путем демонтажа гаража касательно капитального здания, которое не является временным сооружением (малой архитектурной формы) в соответствии с нормами действующего законодательства.
  2. Нарушено процедуру определенную Законом, которая определяет порядок действия органов КГГА при обнаружении вероятно незаконного объекта:
    • Имеет место, не составление и не выдача Истцу официального документа предписания, на который в своем решении (доверенности) о демонтаже ссылается Департамент Архитектуры;
    • Имеет место не вручение и не направление владельцу временного сооружения (малой архитектурной формы) по почте (ценным письмом с описью вложения) Истцу официального документа «Предписания»;
    • Проигнорированы требования законодательства относительно наклеивания копии предписания на временное сооружение (малую архитектурную форму) рядом с ордером на размещение временного сооружения (при его наличии) или на фронтальной части такого временного сооружения (малой архитектурной формы).
    • По факту демонтажа, проигнорированы требования законодательства, по составлению Акта внешнего осмотра (акт демонтажа) малой архитектурной формы или временного сооружения.
  3. Демонтаж был проведен не на основаниях предусмотренных Законом:
    • Демонтаж, разрушение, уничтожение здания было совершено на территории Кооператива, при наличии решения об осуществлении демонтажа гаража по другому адресу;
    • При демонтаже, проигнорированы требования Законодательства о том, что объект который демонтируется, опечатывается и перевозится на специально оборудованную площадку временного хранения, где передается ответственному лицу под роспись. Причина таких действий понятна, так как разрушенное здание не является объектом малой архитектурной формы и не является временным сооружением, а не изготовлено ​​из облегченных сборных конструкций, имеет кирпичные стены, заглубленный фундамент, здание невозможно демонтировать не нанося ему вреда невозможно перевезти на специально оборудованную площадку временного хранения и передать ответственному лицу под роспись и представители КГГА прекрасно это понимали совершая эти противоправные действия. Совершенные действия по демонтажу здания, ничего общего с демонтажем временных сооружений (малой архитектурной формы) не имеют, а называются разрушением, уничтожением капитального здания и имеют все признаки уголовного преступления, а именно преступления против собственности.
  4. Нарушено право частной собственности поскольку Кооператив лишили такой собственности путем его разрушения.

37. На основании вышеизложенного, Кооператив считая, что принятое Департаментом архитектуры Решение (поручение) о принятии мер, путем демонтажа гаража, которое на самом деле касается разрушения капитального здания, не является временным сооружением (малой архитектурной формы) в соответствии с нормами действующего законодательства — является противоправным, действия по принятию такого решения — является грубым нарушением норм действующего законодательства и руководствуясь Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов», Правилами благоустройства г. Киева утвержденными Решением Киевского городского совета от 25 декабря 2008 №1051 / 1051, Положением о Департаменте городского благоустройства и сохранения природной среды исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации), утвержденным распоряжением Киевского городского совета от 27.01.2011 №94, Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 № 3038-VI, Законом Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве», Конституцией Украины, Гражданским кодексом Украины, статьями 2, 6, 17 Кодекса административного судопроизводства Украины, обратился в Окружной Административный суд с исковым заявлением.

Об исковых требованиях (просительной части)

38. Содержание исковых требований в административном порядке должно содержать определенные конкретные требования о признании действий ответчиков противоправными и они должны быть направлены на реальное восстановление нарушенного права, в связи с чем исковые требования были следующими:

  1. Признать противоправными действия должностного лица представителя Департамента Благоустройства, относительно принятия решения (поручения) о принятии мер, путем демонтажа самовольно установленных элементов благоустройства;
  2. Отменить решение (поручения) должностного лица представителя Департамента Благоустройства , о принятии мер, путем демонтажа самовольно установленных элементов благоустройства;
  3. Стянуть судебные расходы в пользу Кооператива, с Департамента Благоустройства за счет бюджетных средств.

39. APP-Invest предложили Кооперативу другие требования, в частности: о признании других действий противоправными, о взыскании расходов в связи с разрушением собственности кооператива и т.п.. Указанные предъявляемые требования подлежали удовлетворению, однако для уменьшения судебных расходов клиентом компании было принято решение оставить только вышеприведенные требования.

40. Вывод: допущенные нарушения совершенные должностными лицами при исполнении ими полномочий являются существенными и носят характер уголовных, а следовательно обращение в суд, может компенсировать Кооперативу расходы связанные с нарушением и восстановлением его прав к первоначальному состоянию которое существовало до нарушения. Вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности может быть решен другим путем предусмотренным Уголовным процессуальным кодексом Украины.

41. Возвращение к содержанию в этой статье:

42. Возвращение к содержанию в основной статье и приложениям к ней:

  1. об обжаловании незаконных действий департаментов КГГА:
  2. Подсудность дела
  3. дополнительные объяснения относительно функционирования органов местного самоуправления
  4. по уплате судебного сбора
  5. постановление суда 1-й инстанции
  6. об открытии апелляционного производства
  7. Постановление суда 2-й инстанции

Добавить комментарий