Об управлении системами

Управление системами

Чтобы разобраться в вопросе , что же такое «управление системами», необходимо обратиться к первичной информации, а собственно, разобраться в вопросе что же такое управление в общем.

Под системой, понимают строго определенный набор средств и инструментов для сбора информации относительно определенного объекта управления, который в свою очередь имеет четкие параметры подлежащие оценке и регулированию. В большинстве случаев, управление системами связанно с замкнутой средой с технической составляющей (оборудованием, программным обеспечением и т.п.).

Управление обычно осуществляется в системах, но происходит это именно потому, что в них первичной, «управляющей» составляющей выступает человек, и созданы они с целью обслуживания интересов самого человека. Поэтому управление начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах имеется сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека.

Следовательно, управление как общественное явление — это сознательная деятельность, сознательное регулирование (упорядочение) отношений между людьми. Управление реализуется с помощью управляющего воздействия на системы взаимоотношений. Необходимость осуществлять управление появляется там, где нужно объединить и скоординировать усилия двух и более человек. К аналогам таких взаимоотношений можно отнести системы в которых в качестве стороны отношений выступает автоматизированная система (компьютер, оборудование, техника).

В качестве систем подлежащих управлению, обычно выступает бизнес процесс, его часть или несколько процессов взаимосвязанных между собой. Объединение процессов в систему, позволяет использовать управленческие приемы направленные на объединение или диверсификацию бизнес процессов для более эффективного результата.

Объект управления

Объект управления выступает динамическая система или ее модель. В свою очередь, такие системы можно разделить на классы в зависимости от участия в них человека:

  • систему автоматического управления (условное отсутствие человека в контуре управления) ;
  • автоматизированную систему управления (присутствие чеовека).

Управление как функцию, может реализовывать и один человек. Но предмет самодеятельности и самоорганизации одним лицом не интересен для экономических отношений. Принципы и мотивация в принятии тех или иных решений одним лицом тоже изучаются, так как без понимания этих принципов невозможно познать систему управления в целом.

При этом, условно теоретически в системе управления, можно предусмотреть систему управления человека собой, можно выделить определенные элементы общих приемлемого термина» управление «, которые подойдут к этой системе управления. Более того, даже разработать определенные схемы и процедуры принятия решения. Также известно, что некоторые современные специалисты, берут элементы теории управления и приспособляют их к этой системе. Даже находится и спрос на такое видение. В частности, так называемый «тайм менеджент», который сводят к элементарным навыкам заполнения и пользования календаря и графика встреч.

В такой системе теряется логика «бизнес приемлемости». В составе бизнес системы, самоорганизация это лишь один винтик в большом механизме вещей, которые происходят. Теория управлением бизнесом, разрабатывается и исследуется с целью предоставления субъекту управления возможности сознательного управления всем механизмом а не исключительной частью. Это значительно большей сложная задача, чем заполнение календарика.

Общей составляющей управления является субъект управления, и объект подлежащий управлению. Можно выделить различные системы отношений «человек — техника», «человек — технология», «человек — природа», «человек — техника (технология) — природа» и др., В плоскости которых происходит процессы: подлежащих руководящему влиянию, возникают обстоятельства без учета которых управление может привести к прямому ущербу.

Руководящее воздействие

Руководящее влияние осуществляется для достижения определенных целей, которые ставит сам субъект. При этом, влияние применяется с учетом особенностей отношений систем управления, где каждая группа будет иметь свои уникальные и особые свойства. Субъект который осуществляет управление, должен их исследовать для осуществления эффективного воздействия (которое вызовет последствия в виде достижения поставленных целей).

Возникает вопрос в необходимости исследования всех свойств системы. Конечно, чем больше объемом информации обладает субъект управления, тем якобы лучшим должно становиться руководящее влияние. Но в современном понимании управления бизнесом, такое утверждение не является приемлемым, а понятие эффективного влияния и «правильности» влияния за счет осведомленности субъекта не являются тождественными. В связи с чем, этот вопрос находит «не научный ответ», а именно, что субъект управления, должен знать то, что должен знать, то есть не известно, нужно ли знать больше чем уже знаешь, поскольку можно попасть в так называемую «информационную ловушки» и ухудшить реальную эффективность управления.

Обще приемлемым решением, считается исследования исключительно «рисков», возникающих в системе управления в связи с их уникальными свойствами. Например, для системы «человек-человек», может быть риск человеческого фактора, который обусловлен психологическими свойствами взаимодействующих лиц, а для системы «человек — техника» это уже совсем другая группа факторов (поломка из за эксплуатации, обеспечение сырьем для работы оборудования, оптимизация производственных процессов и другие).

Эффективное управление

Эффективное управление «специалиста по этим вопросам» — измеряется факторами, которые являются отражением процесса, а результат управления руководителем процесса, вполне логично вписывается в количественно / качественные показатели процесса (программа, проектов, задач и т.п.). Этот факт вызывает недоумение и сложности в оценке способностей руководителя на стадии применения управляющего воздействия. В результате, получить ответ на вопрос «можно ли было лучше?» не всегда возможно.

Для начинающих, которые занимаются управлением, такая постановка вопроса может показаться сложной, ведь на все вопросы желательно иметь простой ответ, однако такого ответа нет.

Эффективность управления, как и в любой другой управляемой системе, сводится к планированию, организации и проведении мероприятий, для достижению основных целей которые стоят перед системой (моделью системы). Цели существования фиксируется в конкретных параметрах которые могут быть достигнуты в процессе существования системы (в процессе деятельности).

Оценка достижимости результата, отдельный процесс, который в том числе может быть включен как один из основных процессов системы.

Как вывод, можно сказать, что эффективное управление существенно зависит от самого субъекта управления, способность выделять системы управления и изучение этих систем (в частности рисков возникающих в связи с их особенностью), может иметь положительное влияние на способность субъекта управлять этой системой при условии логического (разумного) разделения необходимой информации от избыточной, что в свою очередь будет иметь положительные последствия в вопросе достижения поставленных целей.

Возвращение к содержанию в статье:

Добавить комментарий